Приборы специального предназначения недавно введены в эксплуатацию в обеих клиниках – чтобы открыть для онкологических пациентов улучшенные возможности лечения. В клинике Рехтс дер Изар с марта запущен «гамма-нож» новейшего поколения, а в клинике LMU-Гроссхадерн с июня используется единственный в своем роде прибор лучевой терапии. Этот прибор создан для пациентов с опухолями или метастазами головного и спинного мозга. Пациентка из Мюнхена Моника Пюшель (61 год) благодарит врачей за эту спасительную возможность. Моника была первой пациенткой, для лечения которой применялась новейшая лучевая система.
Инноваторы из технопарка Рием в Мюнхене где проходят различные выставки, являют собой показатель того, каким темпами развивается компьютеризация медицинской техники.
30 лет назад фирмы Brainlab не существовало. Сегодня предприятие под руководством основателя и председателя правления Штефана Вильсмайера поставляет оборудование в 5000 больниц, расположенных в 100 государствах. При этом Мюнхен, где всё начиналось, играет ключевую роль: совместно с экспертами университетской клиники фирма-производитель шлифует дальнейшее развитие технологий – в том числе это касается и оборудования для лучевой терапии. «Мы проводим очень тесный обмен опытом» - подтверждает директор клиники, профессор Клаус Белка (53 года). Улучшения данного оборудования - требуют множественные «детские болезни». Директор клиники говорит, что по точности у нового прибора «нет конкурентов». Для этого, помимо прочего, используется сканер поверхности, постоянно замеряющий положение пациента с точностью до миллиметра. Если рассказывать упрощённо, то сканер представляет собой тепловизор, который в комбинации с цифровым рентгеном позволяет лучевым терапевтам контролировать направление излучения в ходе всей процедуры. При малейшем отклонении от целевой области (облучения опухоли) терапия кратковременно прерывается, и прибор делает переюстировку.
Экстремальная точность – это решающий фактор, например, если опухоль находится на очень близком расстоянии от спинного мозга. Если прибор ошибётся на пару миллиметров, то результатом будет параплегия (паралич). Новое оборудование, как рассказывают специалисты, почти полностью исключает подобное осложнение. Прибор также в состоянии помочь пациентам с множественными метастазами мозга. «Система позволяет нам одновременно облучать несколько метастазов, в отдельных случаях даже более 10 штук за одну процедуру» - рассказывает заместитель директора клиники, специалист по опухолям мозга, профессор Максимилиан Ниязи.
К счастью, у пациентки Моники Пюшель метастазов не было, но заболевание было тяжелым: слух становился всё хуже и хуже, к этому добавился непереносимый шум в ушах – тиннитус. Сперва врачи предполагали нарушение слуха, но после магниторезонансной томографии (МРТ) диагноз прояснился – доброкачественная внутричерепная опухоль. Такое случается редко, в Германии за год всего 800 подобных случаев. Понятие «доброкачественная опухоль» звучит лучше, чем обстоит дело в реальности. Поскольку хотя вестибулярная шваннома (научное название) и не образует метастазы, она способна нанести сильные повреждения. И прежде всего опухоль разрушает слуховой нерв. Лицевой нерв она тоже может повредить – последствием будет в худшем случае длительный паралич лица (фациальный парез). Кроме этого, опухоль может проникнуть в мостомозжечковый угол и повредить ткань мозга. Но современные методики лучевой терапии не позволяют заболеванию зайти далеко. В 95 процентах случаев опухоль либо уменьшается, либо, по крайней мере, не растет дальше.
«Новая техника от Brainlab предоставляет ряд преимуществ: прибор открытый, пациент больше не лежит в стеснённом положении на столе, и маски не такие жесткие, как в ранних моделях. Если вспомнить первые модели лучевых установок, то в них пациенту на голову закреплялись металлические рамы» - говорит профессор Ниязи.
«На этой установке мы в состоянии эффективно и комфортабельно лечить пациентов, страдающих от боязни открытых пространств (агорафобии)».
Это преимущество играет для Моники очень важную роль – наряду с интенсивной заботой специалистов клиники Гроссхадерн. «Меня убедил не только новый аппарат», - говорит Моника, «прежде всего доверие разбудили во мне врачи клиники с их человеческим отношением».
Сперва лучевая терапия для Моники была запланирована на весну 2020 г., но пандемия сместила дату начала лечения.
Поскольку невриномы слухового нерва (другое название вестибулярной шванномы) растут медленно, у Моники было в запасе несколько недель, благодаря чему в итоге она первой попала на мировую премьеру новой лучевой установки. Муж Моники 30 раз возил её в клинику Гроссхадерн, чтобы пройти т.н. процедуру фракционированной стереотактической лучевой терапии. «Еще бывают случаи, когда пациент получает всю дозу излучения за один сеанс, это называется радиохирургией. В каком именно случае какую терапию применять, решают специалисты на междисциплинарном консилиуме, или в индивидуальном порядке» - объясняет проф. Ниязи. Фракционная терапия имеет следующее преимущество: сеансы значительно более кратковременные, чем длительная по времени разовая радиохирургическая процедура. Каждый такой отдельный сеанс облучения длился в случае Моники примерно 15 минут, и она смогла без страха перенести узкую маску (см. фото). В целом Моника хорошо перенесла лечение. За исключением легкой усталости, других побочных действий (головные боли, выпадение волос и раздражение кожи) у пациентки возникло.
Проф. Ниязи подчеркивает: «Риск заболеть раком от лучевой терапии сейчас очень низкий, и находиться в теоретической области».
Отправьте заявку и мы свяжемся с Вами и ответим на все Ваши вопросы
Отправьте заявку и мы свяжемся с Вами и ответим на все Ваши вопросы
Отправьте заявку и мы свяжемся с Вами и ответим на все Вашы вопросы
Отправьте заявку и мы свяжемся с Вами и ответим на все Ваши вопросы
Отправьте заявку и мы свяжемся с Вами и ответим на все Ваши вопросы
Отправьте заявку и мы свяжемся с Вами и ответим на все Ваши вопросы